Как мотивировать сотрудников

Каждый руководитель хочет, чтобы сотрудники были мотивированными и вовлеченными. Я расскажу о подходе, благодаря ему каждый сотрудник становится самомотивирующимся.
Речь пойдет о горизонтальном лидерстве*. За рубежом эта методология применяется с 70-х годов прошлого века. Для России это относительно новая система. Я познакомилась с ней пять лет назад на обучении в Европе. Мне очень понравился данный подход, но тогда были сомнения, готовы ли российские компании работать таким образом. Сейчас с уверенностью говорю, есть компании, которые используют горизонтальное лидерство в бизнесе и видят результат.

*методология IMO

Суть подхода
Каждый сотрудник - лидер на своем рабочем месте, который действует инициативно и ответственно. Каждый человек может проявлять инициативу, независимо от масштаба задач. Звучит привлекательно, как для собственника, так и для сотрудника. Что же нужно для того, чтобы это реализовать?
1
созидательная менеджмент - философия
Вера в то, что люди могут быть инициативными и ответственными, им просто надо дать такую возможность
2
качества руководителя
Осознанность и умение воодушевлять, направлять. Осознанность проявляется в понимании причин своих действий, для чего и почему я работаю, почему я выстраиваю этот бизнес.
3
в компании должны быть отстроены три бизнес-процесса
  • Постоянный фокус на клиентах и работа с их потребностями;
  • Финансовое здоровье компании (финансовые потоки, грамотное отношение к финансам);
  • Постоянное развитие каждого сотрудника и команд.
Главное преимущество горизонтального лидерства – это наличие малого количества иерархических уровней. На первое место выходит умение договариваться внутри своей команды и между командами.
Такой подход сразу принимается молодыми сотрудниками. Новое поколение - это люди с другой культурой, более свободные. Им не интересно просто выполнять задачи, они хотят участвовать в принятии решений. И единственный способ удержать таких сотрудников - это давать им возможность быть созидателями. Получать возможность открыто говорить, действовать, ошибаться и исправлять ошибки, и активно развиваться. Именно это дает чувство сопричастности и единения.

Каждый сотрудник, независимо от своей должности, может стать лидером в своем процессе. Только конкретный инженер/продажник/начальник участка знает, как быстрее и качественнее сделать свое дело, с помощью каких инструментов.

В горизонтальном лидерстве не нужны подробные инструкции, должностные обязанности и правила.

Нужны ключевые задачи, метрики и правила взаимодействия.

Что необходимо учитывать при внедрении горизонтального лидерства:
От руководителя требуется доверие к сотрудникам. Нужно быть готовым рисковать, давать ресурсы и быть терпеливым к ошибкам.
Процесс займет время, не стоит рассчитывать на мгновенный результат. Люди не сразу включатся в процессы, и не каждый будет готов проявлять инициативу и брать ответственность. С частью сотрудников придется расстаться.

Компания должна быть к этому готова: у компании уже должен быть опыт вертикального управления, выстроены структуры, понимание бизнес-процессов. Если в структуре хаос, то горизонтальное лидерство не встроится.
С чего начинать внедрение системы горизонтального лидерства?
1
Шаг первый
Требуется обучение и формирование необходимых лидерских качеств в управленческой команде: умение выстраивать диалог, вдохновлять, направлять энергию команды в нужное русло, вовремя обозначать границы и вмешиваться, быть осознанным. Горизонтальное лидерство подразумевает постоянное развитие руководителей и сотрудников.
2
Шаг второй
Смотрим, какие изменения нужны компании сегодня и завтра. Куда нам нужно вовлечь и направить энергию людей: на клиентов, продукт, затраты, др. Может показаться, что горизонтальное лидерство - это хаос и анархия. Это не так. Горизонтальное лидерство - это гибкая структура управления со своими правилами, которые принимает сама команда.
Приятный бонус для руководителей после внедрения системы состоит в том, что уходя от микроменеджемнта - детальной постановки задач и постоянного контроля, руководитель высвобождает ресурсы для развития себя и бизнеса. А в команде появляется навык управления изменениями, это дает устойчивость компании к будущим вызовам.
11.02.2019